Что такое бензонасос? Из самого названия становится понятно, что это устройство предназначенное для того чтобы подавать бензин из бака автомобиля его потребителям (карбюратор, инжекторы).
Существуют механические и электрические бензонасосы, причем на автомобилях старого выпуска устанавливались, как правило, механические образцы, ну а на современных авто, с впрыском топлива используются их электрические аналоги.
При этом электрический бензонасос кроме функции простой подкачки бензина из бака автомобиля имеет ещё одну и не менее важную, это создание в системе питания топливом достаточного давления для впрыска топлива через инжекторы.
Принцип работы электрического бензонасоса предельно ясен, подается электрический ток, насос качает бензин под давлением, что касается механического, то там тоже ничего сложного нет. Кулачек набегает на рычаг насоса, который толкая шток, создает возвратно-поступательные движения мембраны, под воздействием которой топливо через выпускной и выпускной клапаны перекачивается бензонасосом в карбюратор.
Особого ухода бензонасосы не требуют, но в ходе эксплуатации, необходимо соблюдать ряд правил, основным из которых является использование только чистого бензина (очищенного от всякого рода посторонних примесей, крупных и мелких частиц).
Отсюда вытекает что, исправность бензонасосов напрямую зависит от качества работы фильтров очистки топлива. Регулярно очищая фильтры, вы обеспечите вашему бензонасосу безотказную работу. Кроме этого нельзя допускать полного расходования топлива на автомобилях с электрическими бензонасосами, так как они охлаждаются за счет проходящего через них топлива, а при его отсутствии возможен преждевременный выход их из строя.
Если же вы не соблюдали эти простые правила, то со временем вам придется столкнуться с ситуацией, когда ваш автомобиль просто откажется заводиться по той простой причине что из-за засорения рабочих частей насоса, он прекратил подачу топлива. Или же, если все ещё не настолько серьезно, подает его в недостаточных для нормальной работы двигателя объемах.
Первыми «тревожными звонками» говорящими о его неисправности может быть нестабильная работа мотора, при этом автомобиль будет дергаться, ну вы поймете, когда это произойдет.
Нехарактерный для двигателя вашего автомобиля "рёв" а так же ухудшение динамики разгона, так же верный знак проблем с бензонасосом.
Исправный бензонасос практически не издает звука при работе, если же вы слышите от него посторонние шумы, самое время обратиться в автосервис.
Подтекание топлива из механического бензонасоса также не является нормальным явлением для его работы.
Поиск неисправности
Вспомним состав системы топливоподачи. В нее входят: топливный бак с установленным в нем погружным бензонасосом, топливный фильтр, топливопроводы (подающая и сливная магистрали), рампа форсунок и регулятор давления. Неисправность любого из названных компонентов может стать причиной неверного давления топлива. Попробуем перечислить наиболее часто встречающиеся неисправности для каждого компонента системы топливоподачи.
Бензобак. Через специальные трубопроводы бензобак сообщается с атмосферой, что предотвращает его деформацию (сплющивание). Если связь с атмосферой нарушена, внутри бензобака создается разрежение. В этом случае давление в топливной рампе может быть пониженным.
Бензонасос. Неисправностей может быть несколько:
— бензонасос не развивает нужного давления, как следствие — пониженное давление топлива;
— обратный клапан бензонасоса не держит давление, как следствие — быстрое падение давления после выключения зажигания;
— загрязнение сеточки-фильтра бензонасоса, как следствие — пониженная производительность насоса, сказывающаяся в динамических режимах работы двигателя.
Топливный фильтр. Загрязнение топливного фильтра может приводить к пониженному давлению топлива из-за снижения пропускной способности топливной магистрали. Если топливный фильтр поврежден (порван), грязь может попасть в форсунки со всеми вытекающими последствиями.
Топливопроводы. Топливопроводы могут быть пережаты. Если это случилось с подающей магистралью, то давление топлива будет пониженным, если со сливной магистралью — повышенным. Кроме того, к снижению пропускной способности топливных магистралей может приводить использование некачественного бензина с повышенным содержанием смол.
Регулятор давления топлива. Встречаются регуляторы с подклинившей диафрагмой в открытом или закрытом положении. В первом случае давление топлива в системе будет пониженным, во втором — повышенным.
Форсунки. Для форсунок характерны следующие виды неисправностей:
— форсунка не открывается, как следствие — обедненная топливовоздушная смесь;
— форсунка постоянно открыта, как следствие — обогащенная топливовоздушная смесь;
— форсунка работает, но ее характеристика “уплыла”, как следствие — некорректная топливовоздушная смесь.
— P0171 — система топливоподачи слишком бедная;
— Р0172 — система топливоподачи слишком богатая.
Здесь необходимо сделать несколько пояснений.
Повышенное или пониженное давление в топливной рампе — это лишь одна из причин, по которым в памяти контроллера могут быть зафиксированы коды Р0171, Р0172. Причиной значительного обеднения или обогащения топливовоздушной смеси могут быть неисправные датчики массового расхода воздуха, датчики кислорода, форсунки и т. д. К переобеднению топливовоздушной смеси приводят подсосы воздуха. Наличие кодов P0171, Р0172 в памяти ошибок контроллера подразумевает проведение серьезного анализа состояния всей системы управления двигателем для выяснения истинных причин появления кодов.
Значение давления топлива может находиться за пределами допустимого диапазона, но при этом бортовая диагностика ничего не фиксирует. Вполне реальная ситуация — бортовая диагностика не всесильна.
Даже в том случае, когда бортовая диагностика не указывает однозначно (с помощью кодов неисправностей) на присутствие неисправности в топливной системе, она способна оказать существенную помощь при оценке состояния системы топливоподачи. Например, с помощью диагностического тестера можно управлять исполнительными механизмами. В нашем случае при проверках давления в рампе придется неоднократно включать бензонасос. При проверке баланса форсунок на неработающем двигателе на каждую из форсунок можно подать серию тестовых импульсов (этот сервис реализован не во всех вазовских системах). С помощью диагностического тестера можно проконтролировать сигналы интересующих нас датчиков, а также ряд параметров, характеризующих работу системы управления двигателем. Грамотное использование возможностей, предоставляемых бортовой диагностикой, позволяет минимизировать время, затраченное на анализ состояния топливной системы и на поиск неисправности, если она присутствует.
Бензобак. Через специальные трубопроводы бензобак сообщается с атмосферой, что предотвращает его деформацию (сплющивание). Если связь с атмосферой нарушена, внутри бензобака создается разрежение. В этом случае давление в топливной рампе может быть пониженным.
Бензонасос. Неисправностей может быть несколько:
— бензонасос не развивает нужного давления, как следствие — пониженное давление топлива;
— обратный клапан бензонасоса не держит давление, как следствие — быстрое падение давления после выключения зажигания;
— загрязнение сеточки-фильтра бензонасоса, как следствие — пониженная производительность насоса, сказывающаяся в динамических режимах работы двигателя.
Топливный фильтр. Загрязнение топливного фильтра может приводить к пониженному давлению топлива из-за снижения пропускной способности топливной магистрали. Если топливный фильтр поврежден (порван), грязь может попасть в форсунки со всеми вытекающими последствиями.
Топливопроводы. Топливопроводы могут быть пережаты. Если это случилось с подающей магистралью, то давление топлива будет пониженным, если со сливной магистралью — повышенным. Кроме того, к снижению пропускной способности топливных магистралей может приводить использование некачественного бензина с повышенным содержанием смол.
Регулятор давления топлива. Встречаются регуляторы с подклинившей диафрагмой в открытом или закрытом положении. В первом случае давление топлива в системе будет пониженным, во втором — повышенным.
Форсунки. Для форсунок характерны следующие виды неисправностей:
— форсунка не открывается, как следствие — обедненная топливовоздушная смесь;
— форсунка постоянно открыта, как следствие — обогащенная топливовоздушная смесь;
— форсунка работает, но ее характеристика “уплыла”, как следствие — некорректная топливовоздушная смесь.
Способна ли бортовая диагностика определить неисправное состояние топливной системы?
Как уже было сказано выше, неисправность топливной системы приводит к отклонению давления в топливной рампе. Вследствие этого количество топлива, подаваемого в цилиндры, отличается от рассчитанного, происходит обеднение или обогащение топливовоздушной смеси. В системах управления двигателем с датчиком кислорода контроллер следит за текущим составом топливовоздушной смеси. При значительном отклонении топливовоздушной смеси от желаемого значения контроллер воспринимает это состояние как неисправность, и в памяти контроллера фиксируется один из двух кодов неисправностей:— P0171 — система топливоподачи слишком бедная;
— Р0172 — система топливоподачи слишком богатая.
Здесь необходимо сделать несколько пояснений.
Повышенное или пониженное давление в топливной рампе — это лишь одна из причин, по которым в памяти контроллера могут быть зафиксированы коды Р0171, Р0172. Причиной значительного обеднения или обогащения топливовоздушной смеси могут быть неисправные датчики массового расхода воздуха, датчики кислорода, форсунки и т. д. К переобеднению топливовоздушной смеси приводят подсосы воздуха. Наличие кодов P0171, Р0172 в памяти ошибок контроллера подразумевает проведение серьезного анализа состояния всей системы управления двигателем для выяснения истинных причин появления кодов.
Значение давления топлива может находиться за пределами допустимого диапазона, но при этом бортовая диагностика ничего не фиксирует. Вполне реальная ситуация — бортовая диагностика не всесильна.
Даже в том случае, когда бортовая диагностика не указывает однозначно (с помощью кодов неисправностей) на присутствие неисправности в топливной системе, она способна оказать существенную помощь при оценке состояния системы топливоподачи. Например, с помощью диагностического тестера можно управлять исполнительными механизмами. В нашем случае при проверках давления в рампе придется неоднократно включать бензонасос. При проверке баланса форсунок на неработающем двигателе на каждую из форсунок можно подать серию тестовых импульсов (этот сервис реализован не во всех вазовских системах). С помощью диагностического тестера можно проконтролировать сигналы интересующих нас датчиков, а также ряд параметров, характеризующих работу системы управления двигателем. Грамотное использование возможностей, предоставляемых бортовой диагностикой, позволяет минимизировать время, затраченное на анализ состояния топливной системы и на поиск неисправности, если она присутствует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий